+7 831 250 94 16
+7 831 216 03 58

10 необычных спецмашин на базе ГАЗ-69 и УАЗ

Автомобили семейства ГАЗ-69 выпускались на автозаводах в Горьком и Ульяновске на протяжении двух десятилетий, с августа 1953-го по январь 1973-го, и за это время успели обрасти десятками модификаций и вариаций. В этом материале мы покажем 10 образцов спецавтотехники, базой для создания которой как раз и послужили внедорожники ГАЗ-69.

Первой в списке у нас будет продукция Опытного завода № 85 Министерства гражданской авиации СССР. Располагался этот завод в Риге и обеспечивал всевозможной аэродромной спецтехникой потребности всего Советского Союза! Ныне этого завода уже не существует, но мы с коллегами еще успели застать его в строю, посетив прямо накануне закрытия, в ноябре 2008-го. Об этом, правда, стоит когда-нибудь сделать отдельный пост. Так вот, возвращаясь к «газикам»: на основе ГАЗ-69 в Риге строили автотранспортеры АТ-2, АТ-4 и АТ-4М, которые служили для механизированной погрузки и разгрузки багажных отсеков самолетов. Более ранняя модель АТ-2 имела прямую стрелу с ленточным транспортером, передний край которой мог подниматься при помощи гидроцилиндров. Привод транспортерной ленты осуществлялся от гидромотора. Вся эта конструкция устанавливалась внутрь обычного кузова ГАЗ-69, с которого предварительно демонтировались тент, рамка ветрового стекла и задний борт.

транспортер1.jpg


В дальнейшем в Риге освоили более совершенные модели АТ-4 и АТ-4М, в которых появилась закрытая кабина водителя и совершенно новая стрела с двумя независимыми раскладными транспортерными секциями, каждая из которых имела собственный гидромотор и собственный гидроцилиндр для регулировки угла наклона. Во избежание опрокидывания машины во время погрузки тяжелого багажа в переднем и заднем свесе рамы устанавливались выдвижные аутригеры. После АТ-4М в Риге делали транспортеры модели АТ-6 на шасси «головастика» УАЗ-452Д, переделывая его кабину в укороченную 1-местную.

транспортер2.jpg


Пару моделей аэродромных спецмашин делал и сам Ульяновский автозавод. Речь про аэродромные пусковые агрегаты АПА-12 (УАЗ-915) и АПА-12Б (УАЗ-915Б). Помимо запуска авиадвигателей, имеющих электростартеры, в задачу аэродромного пускового агрегата входила проверка электрического и гидравлического оборудования самолетов. Первую такую машину – УАЗ-915 – на заводе разработали в 1958 году. Она имела стандартный кузов от ГАЗ-69, внутри которого на месте пассажирских сидений были смонтированы гидронасос и электрогенератор с приводом от коробки отбора мощности, измерительные приборы, гидравлические магистрали и провода для подключения к соответствующим сетям самолета. Однако производительность гидросистемы УАЗ-915 оказалась недостаточной, поэтому уже в 1962 году была разработана модернизированная машина УАЗ-915Б. Она получила 2-местную кабину для экипажа и отдельную металлическую надстройку фургонного типа для более удобного и рационального размещения спецоборудования. Серийный выпуск таких машин продолжался до октября 1966 года.

насос.jpg


Довольно активно ГАЗ-69 применялся и в пожарной охране – например, в виде пожарного автонасоса ПМГ-20, выпускавшегося в Курганской области Варгашинским заводом противопожарного оборудования. По сути, он выполнял функции современного автомобиля быстрого реагирования, первым доставляя к месту возгорания боевой расчет, который мог оперативно начать тушение, подключившись к водопроводной сети или организовав забор воды из близлежащего открытого водоема.

пожарный.jpg


А еще ГАЗ-69 нашел применение у городских коммунальщиков как база под монтаж оборудования тротуароуборочной машины! Разработку такой «подметалки», получившей обозначение Т-3, провели еще в конце 1950-х годов специалисты КБ Управления благоустройства Мосгорисполкома и Академии коммунального хозяйства им. Памфилова, а серийный выпуск был организован с 1960 года на АРЗ № 3 Управления авторемзаводов г.Москвы. Первоначально Т-3 выпускалась только в виде «зимней» машины с плужно-щеточным оборудованием (плуг впереди, цилиндрическая щетка под днищем в пределах колесной базы) и пескоразбрасывателем сзади.

подметалка.jpg


Но в дальнейшем, в 1964-м, появилась и круглогодичная модификация Т-3ПУ. Летом она занималась уборкой городских улиц от пыли и мусора, будучи оборудованной двумя круглыми лотковыми щетками в пределах базы и одной широкой цилиндрической щеткой в корме. Сметаемая пыль загружалась в герметичный ящик, установленный в задней части кузова. Зимой вместо подметального оборудования на машину навешивались те же самые плуг и щетка, что и на обычную Т-3. Из-за большой массы на задний мост Т-3ПУ пришлось ставить усиленную подвеску и оригинальные колеса с шинами размерности 8,25-15 вместо 6,5-16. Выпуск таких коммунальных машин продолжался в Москве до 1972 года.

коммунальная.jpg


У телевизионщиков ГАЗ-69 нашел применение в виде операторского автомобиля, который мог обеспечивать проведение съемок как в движении (с откидных площадок перед капотом и позади заднего борта), так и в стационарном положении (с площадки на крыше переоборудованного кузова). Изготовлением таких машин для областных телецентров занимался Саратовский киномеханический завод Министерства культуры РСФСР.

операторский авто.jpg


А вот на фото ниже – пример использования автомобиля ГАЗ-69 в качестве базы под монтаж буровой установки. Точно не знаю, но скорее всего, такие машины строили в Алапаевске на заводе «Стройдормаш».

монтаж буровой.jpg


Но, пожалуй, самые экзотические машины на основе ГАЗ-69 строили на Рижском опытном автобусном заводе «РАФ». Речь про пассажирские шахтные автопоезда для работы в подземных соляных рудниках 1-го Солигорского калийного комбината в Белорусской ССР. Расстояние от ствола шахты до забоев в Солигорске порой достигало 7 км, и прежде горнякам приходилось преодолевать его пешком дважды за смену! Всего в 1965-1968 гг. на комбинат попали 35 таких автопоездов, в т.ч. 3 опытных (с двумя прицепами каждый) и 32 серийных (с одним прицепом). Тягачи назывались РАФ-983 и вмещали 7 пассажиров и водителя. Прицепы назывались РАФ-725 и были рассчитаны на 12 (первый опытный) или 18 пассажиров. Кузова прицепов были унифицированы по наружным панелям с микроавтобусами РАФ-977Д и имели четыре управляемых колеса с независимой подвеской от «Москвича-403».

раф-725.jpg

Источник: группа ВКонтакте АВТО-Круть. Грузовики. Советские авто

13.05.2019

Возврат к списку